Ранняя помощь детям и их семьям – это комплекс мероприятий и услуг, оказываемых детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей (законных представителей), детей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц, членов семьи, в целом социальной адаптации детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.
Основными задачами Службы ранней помощи являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития риском нарушения);
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
К детям, нуждающимся в ранней помощи, относятся дети в возрасте от рождения до трех лет по следующим критериям:
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлена задержка физического, психического развития или стойкое нарушение функций организма и ограничений жизнедеятельности;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в организациях (учреждениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, выявленные организациями (учреждениями) социального обслуживания, здравоохранения, образования;
- дети, родители (законные представители) которых обеспокоены их физическим, психическим развитием и поведением.